Во все времена психология семейных отношений имела особое место в иерархии воспитательных «организмов». Это связано, прежде всего, с тем, что семья - это главный институт воспитания, а значить форма отношений в семье влияет на все общество в целом и на отношения между людьми. Это связано с тем, что все приобретенное ребенком в детские годы в семье, сохраняется в течение последующей его жизни. Психология семейных отношений важна еще и тем, что ее ребенок впитывает в течение большой части своей жизни, и ни один другой из институтов воспитания сравниться по длительности воздействия на личность человека с семьей не способен. Родители закладывают основы личности ребенка таким образом, что к моменту поступления в 1-ый класс он сформирован как личность больше, чем наполовину. Это говорит о том, что семья может быть как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Положительное влияние на личность малыша заключается в том, что ни один человек не относится к нему лучше, чем самые близкие люди. Но вместе с этим никакой другой институт воспитания не способен нанести такое количество вреда, как семья.
Ведь у тревожных матерей чаще всего вырастают тревожные дети, а честолюбивые родители часто подавляют своих детей, а это ведет к появлению комплекса неполноценности, несдержанный отец, который выходит из себя без повода, формирует такой же тип поведения своего ребенка и т.д.
Поэтому каждому родителю необходимо понимать, что главное в воспитании личности ребенка – это достижение душевного единения, некой нравственной связи каждого из родителей с малышом. Родителям нельзя пускать на самотек воспитание ребенка и тогда, когда (по их мнению) он уже вырос, оставлять его наедине с самим собой.
В семье дети получают первый жизненный опыт, и делает свои первые наблюдения, обучаясь правилам поведения в разных ситуациях. Всегда важен факт подтверждения того, чему родители учат ребенка конкретными, лучше всего собственными, примерами, чтобы малыш видел, что теория и практикой – представляют собой одно и то же, а не существуют обособленно друг от друга.
Главная задача родителей – это находить общее решение – некий компромисс, убеждать друг друга. Особенно важно, чтобы каждый из родителей принимая решение, обязательно помнил о позиции второго. Очень важно, чтобы ребенок не ощущал противоречия в позициях родителей. К тому же принимая решение, родители должны ставить на первое место не свое собственное мнение, а то, что наиболее полезно для ребенка. |