7 самых популярных схем обмана украинцев по телефону
Специалисты отечественного Минюста рассказали о самых популярных схемах телефонного мошенничества и способах противодействия аферистам. Соответствующие рекомендации появились на сайте ведомства несколько часов назад.
7 самых популярных схем «развода» украинцев на деньги по телефону
Схема первая: выигрыш в лотерее, акции или ином конкурсе
Аферисты, как правило, уведомляют жертву о «победе» через СМС (реже – путем голосового вызова). Для «гарантированного получения приза» мошенники требуют оплатить некий предварительный взнос (за подтверждение участия, НДС, пересылку и т.п.)
Способы противодействия:
- помнить, что выигрыш можно получить лишь за конкурс, в котором вы действительно принимали участие (разговоры о неких акциях по номерам чеков/телефонов – гарантированный «развод»);
- проверять наличие акции (конкурса, лотереи и пр.) на официальном сайте компании-организатора.
Схема вторая: получение дубликата привязанной к банковскому «пластику» СИМ-карты для завладения средствами
Для этого на номер жертвы совершается некоторое количество звонков. Далее аферисты идут в офис мобильного оператора и требуют заменить якобы принадлежащую им симку под предлогом порчи/утери. Основанием для замены служат данные о трех последних звонках.
После получения дубликата «финансовой» сим-карты злоумышленники выводят средства со счетов жертвы.
Способы противодействия:
- воздержиматься от ответа на звонки с «левых» номеров;
- не указывать свой финансовый номер на сайтах знакомств, объявлений и т.п.;
- не передавать посторонним цифры из СМС-уведомлений;
- привязать финансовый номер к своей персоне (для этого нужно явиться в офис поставщика услуги с паспортом и написать соответствующее заявление).
Схема третья: звонки из банка
Аферисты взяли в привычку телефонировать гражданам от имени сотрудников финучреждений с целью «уведомления» жертв о попытках незаконного списания средств, кражи денег со счета, изменения кредитного лимита и т.д. В ходе разговора псевдо-банкиры пытаются выведать реквизиты «пластика» для последующего снятия средств.
Способы противодействия:
- помнить о том, что работникам финорганизаций запрещено выведывать персональные данные клиента, уточнять цифры кодов CVC (CVV), осведомляться о сроке действия карты и т.д.;
- заблокировать карту в случае необходимости путем звонка на горячую линию поставщика услуги либо через личный кабинет.
Схема четвертая: родственник вляпался в неприятности либо находится при смерти
Любители «разводить» народ по этой схеме требуют «спасти» близкого жертве человека путем перевода денег на энный счет через терминал/банкомат/личный кабинет.
Способы противодействия:
- позвонить «попавшему в беду» родственнику/приятелю;
- «заболтать» афериста наводящими вопросами и попытаться записать разговор с другого устройства для последующего обращения в полицию.
Схема пятая: фишинг
Ее суть – воровство денег через фальшивые сайты, соцсети, каналы продаж и т.д. путем убеждения жертвы оплатить покупку/услугу в желаемый для аферистов способ.
Способы противодействия:
- не соблазняться скидками и дешевизной на альтернативных площадках (покупать исключительно на официальных сайтах);
- использовать доставку наложенным платежом (расчет после получения и осмотра товара);
- проверять информацию о сомнительных сайтах через STOP FRAUD (специальный сервис Департамента киберполиции, — ред.)
Схема шестая: ошибочное пополнение мобильного номера
Аферисты слезно просят вернуть деньги за пополнение «не того» счета.
Способы противодействия:
- положить трубку в ответ на соответствующий звонок;
- если указанный выше способ по каким-то причинам неприемлем, уточнить информацию об ошибочном пополнении номера у поставщика услуги и/или потребовать от «пострадавшего» платежные документы, которые бы подтверждали обоснованность его просьбы (подойдут чеки, квитанции, скриншоты и т.д.)
Схема седьмая: сетевой шопинг (покупки в онлайн-магазинах)
Аферисты предлагают товары по серьезно заниженным ценам и требуют их предварительной оплаты по указанным реквизитам, рассылая для пущей убедительности СМС-ки для, якобы, подтверждения сделки.
Способы противодействия:
- потребовать перечислить характеристики заказанного вами товара;
- воздержаться от указания всех реквизитов банковской карты (достаточно сообщить 16-значный номер «пластика» и ничего более);
- покупать товар наложенным платежом.
Ознакомиться с рекомендациями ведомства на украинском языке можно по ссылке https://minjust.gov.ua/m/yak-uberegtisya-vid-mobilnogo-shahraystva
Читайте свежие новости из мира мобильных технологий в Гугл Новостях, Facebook и Twitter, а также подписивайтесь на YouTube-канал и покупайте смартфоны в группе Telegram